Как правильно организовать перевозку скоропортящихся продуктов

Обращение с грузами этой категории отличается повышенной сложностью. Чтобы перевозка скоропортящихся продуктов была выполнена без ошибок, нужна тщательная предварительная подготовка. Кроме особых разрешительных и сопроводительных документов необходим подходящий транспорт. Для обеспечения сохранности придётся организовать быструю погрузку и точно рассчитать маршрут. Соблюдение установленных правил предотвратит обоснованные претензии сотрудников контролирующих организаций, поможет исключить лишние затраты.

Классификация и общие определения

В данном случае название подчёркивает определяющую характеристику – порчу груза при длительном хранении. Для замедления вредных процессов пользуются снижением температуры. Это снижает активность бактерий и других микроорганизмов, предотвращает гниение. Но необходимо понимать, что замораживание повреждает органические ткани.

При перевозке некоторых продуктов зимой приходится выполнять обратную процедуру, поддерживать тепло в транспортном объёме. Иногда дополнительно нужна обязательная вентиляция, либо качественная герметизация с надёжным предотвращением доступа свежего воздуха.

Для классификации по температурным условиям различают грузы:

  • глубокой заморозки – менее -18 °C;
  • замороженные – от -6 °C до -18 °C;
  • охлаждённые – от -4 °C до +4 °C;
  • свежие – от +4 °C до +14 °C;
  • подогреваемые – значение устанавливается технологической картой.

Точные параметры для отдельных видов продукции содержат приложения к действующим правилам обращения со скоропортящимися грузами (часть действующего устава автомобильного транспорта). В таблице приведены наиболее привычные примеры:

Наименование Рекомендованная температура при погрузке/ в процессе перевозки (°C) Примечания
Замороженное мясо -8/ -12 и менее Запрещено применение маршрутов с длительностью более 12 часов.
Молоко (необработанное) от +2 до + 6 Нижнюю/ верхнюю границу контролируют в зимний/ летний сезон соответственно. Для транспортировки используют специализированные автомобили с цистернами.
Бананы от +12 до +15/ от +1 до + 11 Перевозят в незрелом состоянии. Дополнительно используют хранение в среде инертных газов, специальные технологии предварительной обработки.
Черешня +3/ от +1 до +2 Максимальная продолжительность в пути – 72 часа.

Также к этой категории относят:

  • фрукты и мясо, иные продукты растительного и животного происхождения;
  • сыры, простоквашу, колбасы и другие изделия, созданные на профильных предприятиях (производственных, общественного питания);
  • кровь, донорские органы, некоторые фармацевтические препараты;
  • цветы в горшках и другие живые (свежесрезанные) растения.

Упаковка и погрузочные работы

Действующие правила перевозки скоропортящихся грузов автомобильным транспортом устанавливают специальные требования для отдельных категорий:

  • Пригодна только исправная, вымытая и высушенная тара, не содержащая посторонние запахи.
  • Овощи и фрукты к погрузке готовят заранее. Их помещают в подходящую тару плотно, без усилий, вровень с бортами ящиков для предотвращая соприкосновения в процессе транспортировки с деталями кузова транспортного средства.
  • Если отсутствует плодоножка, длительность перевозки черешни/ вишни сокращают до 24 часов.
  • Мясные туши разделывают, удаляют части ЖКТ, замораживают. Используют пергамент и другие прокладки из нейтральных материалов, коробки из прочного гофрокартона.
    Поверхность охлаждённого мяса должна быть сухой, без признаков органического повреждения.
  • Охлаждённую птицу перевозят в таре с просветами для лучшего проветривания.
    Упаковка яиц должна содержать демпфирующие вставки для предотвращения чрезмерных механических воздействий.
  • В одном транспортном средстве не перевозят одновременно продукцию с разными температурными режимами хранения. При соблюдении этого условия далее проверяют длительность пути. Учитывают соответствие по той позиции, которая портится быстрее.

Даже при использовании целой качественной тары не перевозят совместно с иными продуктами грузы из следующего перечня:

  • солёную, копчёную, охлаждённую и замороженную рыбу;
  • маргарин, дрожжи, икру, сыры;
  • охлаждённое мясо, копчёности;
  • чеснок и другие овощи с резким запахом.

Правила перевозок скоропортящихся грузов автомобильным транспортом определяют порядок обращения с замороженными продуктами при укладке. Её выполняют плотно не только для того, чтобы использовать максимальным образом рабочий объём. Такое размещение позволяет создать цельную зону без утечек холода, что снижает затраты на подержание низкой температуры.

Иной подход используют при работе с фруктами, овощами, другими свежими (охлаждёнными) продуктами.

Если не указано другое значение, стандартно оставляют приблизительно 25–30 см промежуток между грузом и внутренней поверхностью фургона. Последний ряд ящиков устанавливают впритык с дверями, чтобы обеспечить надёжную опору.

При необходимости особого обращения на тару наносят специальную маркировку.

Специальные транспортные средства

Статическое охлаждение

Стенки контейнера, иного рабочего объёма, вне зависимости от вида ТС делают с улучшенными изоляционными характеристиками. Типовое инженерное решение отличается следующими параметрами:

  1. Внешнюю и наружную стенку делают из стали. Между ними устанавливают слой из пенополиуретана, иного подходящего утеплителя.
  2. Пол укрепляют с учётом будущих эксплуатационных нагрузок. Для улучшения проветривания в некоторых моделях создают конструкцию с воздушным промежутком.
  3. Двери оснащают надёжными уплотнителями, которые сохраняют функциональность в широком диапазоне температур.

Изотермический контейнер в таком исполнении предназначен для сравнительно быстрых поставок (не более 24 ч). Продлевают сохранность понижением температуры. Простейший вариант – добавление льда (крупными кусками, или колотого в специальных ёмкостях).

Такая технология отличается несколькими недостатками:

  • уменьшается свободное пространство и полезная грузоподъёмность;
  • увеличивается объём операций при погрузочно-разгрузочных работах;
  • возникают затруднения при поддержании оптимального температурного режима.

Последний пункт надо пояснить практическим примером. Если перевозка скоропортящихся грузов автотранспортом осуществляется в горной местности, перепад температур в равнине и на высоких участках трассы может составлять десятки градусов. В таких условиях статический способ охлаждения не позволит получить нужный результат.

Динамическое охлаждение

Исправляют отмеченные недостатки с применением холодильной установки. Автомобильную технику с рефрижераторами делят на три категории. Учитывается возможность поддержания рабочей температуры в следующих диапазонах (°C):

  1. Класс А – от 0 до +12.
  2. B – от -10 до + 12.
  3. C – от -20 до +12..

Дополнительные требования предъявляют к внутренним поверхностям. Для соблюдения правил перевозки скоропортящихся грузов по санитарным нормативам обязательна тщательная очистка после каждого рейса. Производители подбирают материалы конструкции, которые не испортит регулярное выполнение таких процедур. В некоторых модификациях устанавливают внутренние перегородки, которые позволяют создать несколько разных температурных зон. Кроме питания оборудования от бортовой сети применяют отдельный бензиновый или дизельный генератор. Расширенная комплектация повышает стоимость, но обеспечивается лучший уровень надёжности в комплексе с автономностью.

Выбор оптимального варианта доставки

Применение автомобилей экономически целесообразно на сравнительно небольших расстояниях. Они удобны при организации доставки по нескольким адресам. Для успешного решения отдельных задач стоит рассмотреть и другие виды транспорта:

  • Оперативную доставку крови и других медицинских грузов осуществляют с помощью авиации.
  • Речные и морские суда подходят для работы с крупными партиями товаров.
  • Перевозка скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте выполняется строго по расписанию.

У каждого способа есть определённые преимущества и недостатки. Медлительность морского транспорта следует учитывать при расчёте маршрута. Однако именно его приходится применять для дальнего межконтинентального перемещения продукции со сравнительно небольшой удельной стоимостью на единицу веса. Железнодорожные технологии дешевле, чем автомобильные, но далеко не всегда получится организовать доставку по нужному адресу без перегрузки.

Правила перевозок железнодорожным транспортом

Общие требования в этом случае не отличаются от рассмотренных выше нормативов:

  • качество продуктов проверяют заранее, устраняют испорченные изделия;
    упаковку выбирают с учётом условий погрузки, хранения;
  • поддерживают заданные инструкцией параметры: температуру, влажность, режим проветривания;
  • кроме типовых вагонов рефрижераторов используют изотермические цистерны, иные специальные ёмкости;
  • обеспечивают санитарное состояние подвижного состава в точном соответствии с действующими санитарными нормами.

Железнодорожные перевозки скоропортящегося груза для отдельных товарных групп выполняются строго по инструкциям, наиболее часто применяемые:

  • За 24 или ранее предупреждают местное отделение ветеринарного надзора о загрузке мяса и готовых продуктов из него.
  • Чтобы замороженные грузы укладывались плотно без сложностей при последующем отделении, между ними устанавливают прокладки из бумаги.
  • Ранний свежий картофель перевозят в таре средних размеров с жёсткими стенками с применением температурного режима от +2 до +5 °C (охлаждение и подогрев делают с учётом реальных погодных условий).
  • Морковь и свёклу можно загружать в мягкие сетки (мешки).
  • Помидоры укладывают не выше уровня тары, без прижимания и пересортицы.
  • Обязательна хорошая вентиляция, если в пути применяется отопление.
  • Бананы проветривают 1/ 2 раза в сутки при перевозке в зимний/ летний сезон соответственно.

Специалисты подбирают транспортный состав с учётом особенностей груза, веса, предполагаемых условий на маршруте в таблице приведены общие параметры нескольких типовых железнодорожных секций:

Характеристики

Наименование

ZA-5

ZB-5

БМЗ-5

Количество грузовых вагонов

5

4

4

Грузоподъёмность одного вагона, т

178

164

168

Погрузочная площадь, м кв.

145

182

180

Погрузочный объём, м куб.

318

400

433

Минимальная температура в хранилище, °C

-15

-20

-20

Документальное сопровождение внутренних и международных перевозок

Транспортные средства, пригодные для работы с грузами данной категории, проверяют по специальному алгоритму. Выясняют соответствие технического состояния отечественным и международным отраслевым требованиям. При отсутствии замечаний уполномоченная организация выдаёт особое подтверждение «СПС». Кроме неё при использовании автомобиля необходимо иметь следующие сопроводительные документы:

  • товаротранспортную накладную или CMR (для международных перевозок);
  • путевой лист по установленной форме;
  • действующий договор перевозчика с заказчиком услуги;
  • водительские права, страховку, регистрационные документы ТС;
  • санитарный и карантинный сертификат, ветеринарное свидетельство, качественное удостоверение.

Решение сложных задач

При организации сложных схем применяют правила перевозок скоропортящихся грузов отдельно для каждого вида транспорта. Уточнить информацию можно в нормативных отраслевых документах. Расчёт сборных поставок выполняют с учётом сроков сохранности по каждой товарной позиции, их сочетаемости.

Аварийные ситуации следует устранять как можно быстрее, чтобы предотвратить порчу.

По этой причине следует особое внимание уделять техническому состоянию подвижного состава и рефрижераторного оборудования. Пломбировкой и другими специальными мероприятиями предотвращают хищения.

Естественную убыль рассчитывают по действующим нормам. Так при перевозке в автомобильном изотермическом кузове потери могут составить на дальности 2 тыс. км.:

  • яблоки – 4,2%;
  • груши – 3,8%;
  • сливы – 6,8%.

Для лучшей сохранности скоропортящиеся продукты перевозят в специально подготовленной среде, которая состоит на 3–6% из кислорода и на 94–97% из инертных газов.

Видео инструкция

Рейтинг автора
Автор статьи
Дмитрий Алексеевич К
Образование: высшее автомобили и автомобильное хозяйство / высшее  юриспруденция

Опыт: инспектор ОБ ДПС ГИБДД УВД , начальник транспортного цеха

Написано статей
10
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

а сначала оцени

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий