Выполнение действующих нормативов не только помогает исключить штрафы, но и задержку в пути контрольной проверкой работников ГИБДД. Главное – обеспечивается высокий уровень безопасности ребёнка в нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций. Правила перевозки детей с 2018 года содержат правки с учётом современных требований к техническому оснащению и организационным мероприятиям.
Содержание
Основные определения и особенности
Нормативы этой категории созданы с учётом особенностей нескольких возрастных групп.
До 7 лет подразумеваются минимальная ответственность самого ребёнка. Также следует отметить существенное несоответствие обычных сидений (других элементов интерьера салона) физиологическим параметрам малышей. Их разрешено перевозить только в специальных уменьшенных детских креслах (удерживающих устройствах) исключительно на переднем сиденье. Эти правила распространяются на легковые и грузовые автомобили.
От 7 до 11 лет включительно кроме этого метода допустима перевозка рядом с водителем или на заднем сиденье. При использовании второго варианта можно пользоваться специализированным креслом, либо ремнями безопасности. От 12 лет и старше следует применять общие нормативы, как для взрослых пассажиров.
Отмеченные выше требования действуют начиная с июля 2017 года, в соответствии с новыми изменениями закона. Ниже отмечены другие тематические коррекции ПДД, действующие с января 2018 г.
Ранее водителю разрешалось выходить из легковой машины, если приняты достаточные меры для предотвращения перемещения/ использования транспортного средства. Сейчас этот пункт дополнен специальным запретом нахождения в салоне ребёнка (до 7 лет) без сопровождения совершеннолетнего человека.
Требования к технической оснащённости ТС
Детская физиология значительно отличается от параметров взрослого человека. Этим объясняется необходимость применения специализированных удерживающих устройств во время движения. Ниже приведены особые параметры качественных кресел, которые соответствуют современным стандартам:
- Для надёжной фиксации в оптимальном положении предусмотрена возможность использования системы креплений ISOFIX.
- Боковые выступы обеспечивают деликатное удержание тела и головы ребёнка.
- Регулировка по углу наклона предотвращает быструю утомляемость в дальних поездках.
- Многоточечные ремни безопасности выполняют свои основные функции безупречно, не причиняют неудобств маленькому пассажиру.
- Ткани сохраняют целостность после многократных циклов стирки. Силовой каркас рассчитывается с большим запасом под сильные нагрузки.
Некоторые современные модели оснащают сложными встроенными регуляторами (высоты спинки, других параметров). Это продлевает срок службы изделий с учётом быстрого роста детей. Такие нюансы следует учитывать при покупке не только с целью экономии. Точное соответствие удерживающего устройства фигуре ребёнка повышает уровень безопасности. Аналогичные соображения надо принимать во внимание при выборе материалов, имени производителя. Дополнительные полезные данные можно получить в ходе изучения мнений экспертов и рядовых пользователей.
Типовые группы автокресел
Для упрощения типовые кресла распределяют по нескольким группам:
Идентификационный номер (указывают в рекламных материалах и техническом паспорте изделия) | Параметры ребёнка: возраст (полных лет)/ вес (кг) | Примечания |
0 | 0–1/0–10 | Кресло создано в форме люльки для размещения ребёнка в горизонтальном положении. Фиксация, как правило, выполняется одним широким ремнём. После демонтажа из автомобиля такими изделиями пользуются, как обычными «переносками» |
0+ | 0–1,5/0–12 | Эти модификации предназначены для размещения спины малыша под небольшим углом к горизонтали. Такие кресла удобно устанавливать на переднем пассажирском сиденье транспортного средства. |
1 | 1–4/9–18 | Удерживающие устройства этой категории оснащают эффективными ремнями безопасности с креплением в нескольких точках (до 5). Запорное устройство создано таким образом, чтобы ребёнок не смог его открыть его самостоятельно во время поездки. |
2 | 3–7/15–25 | Такие модели делают с регулируемыми по высоте спинками сиденья. Этим объясняется возможность применения в широком возрастном диапазоне. |
3 | 7–12/22–36 | Самые крупные кресла отличаются увеличенным количеством различных регулировок и трансформаций. Некоторые изделия можно преобразовать в подставку без спинки, применять в комплексе со штатными сиденьями (ремнями безопасности) автомобиля. |
Преимущества системы ISOFIX
В новой редакции правил перевозки детей 2018 есть особо отмечена возможность применения кресла, которое фиксируется с применением специализированных креплений ISOFIX. Отдельно указана необходимость соответствия изделий действующим межгосударственным стандартам. В данном случае речь идёт о странах — члена Таможенного союза и Техническом регламенте, разработанном для повышения уровня безопасности при эксплуатации автомобилей.
Параметры таких систем соответствуют международным нормам ISO. Главным отличием является возможность применения специальных креплений, а не штатных ремней безопасности. Фиксаторы жёстко присоединены к силовому каркасу кузова транспортного средства. В нижней части рамы кресла устанавливают выдвижные полозья с выстроенными защёлками. Их убирают после демонтажа, что предотвращает травмы в процессе использования и упрощает хранение.
Первым преимуществом такого инженерного решения является высокая точность. Даже при первом монтаже пользователя не возникают затруднения. Ошибки здесь исключены полностью в отличие от варианта со штатными ремнями. Создание этой системы обусловлено статистическими данными. Исследования на европейском рынке подтвердили правильные действия родителей только в 20–30% случаев, когда применяли «классические» крепления.
Петли данной системы присоединяют сваркой к несущим частям кузова непосредственно в процессе сборки автомобиля. Их прочность контролируется очень тщательно. Эффективность защиты подтверждена положительными итогами многоуровневых практических испытаний («краш-тестами»). Необходимую эластичность в аварийных ситуациях обеспечивают встроенные ремни и демпфирующие элементы кресла.
Наказания за нарушение правил
Точный порядок и особенности действий по данной теме рассмотрены в соответствующих разделах КоАП. В сводной таблице представлены общие сведения:
Нарушение | Ответственные лица, организации | Размер штрафа, тыс. руб. |
Оставление маленького ребёнка в салоне без присмотра во время стоянки | водитель | 0,5 |
Такое же нарушение в Москве или Санкт-Петербурге | водитель | 2,5 |
Перевозка детей в автомобиле без специального кресла, на запрещённом месте, с иными нарушениями действующих правил | водитель | |
должностное лицо | 25 | |
предприятие (юридическое лицо) | 100 |
Особенности перевозки в разных транспортных средствах
В данной публикации рассмотрены нормы ПДД, которые относятся к легковому автомобилю. Их же используют при поездке в кабине грузовика, джипе. На заднем сиденье перевозка до 12 лет запрещена, а на переднем – невозможна с применением любых удерживающих приспособлений.
Групповые поездки детей организуют с применением специально оснащённых автобусов. Для этого заключают договор с перевозчиком, оповещают в установленном порядке региональный отдел ГИБДД. Передвижение 3 и более транспортных средств допустимо только при сопровождении патрульным автомобилем государственной автоинспекции. Нарушения в этой сфере деятельности наказывают крупными штрафами юридических лиц (заказчиков/исполнителей).
Правила перевозки детей 2018 год распространяются на частные легковые автомобили и такси. Это значит, что при вызове необходимо уточнить соответствующую оснащённость транспортного средства, возможность монтажа собственного автокресла. При проверке сотрудником ГАИ штраф выписывают водителю.
Дополнительные рекомендации
Все современные авто оборудованы в стандартной комплектации передними подушками безопасности. Чтобы не нанести вред ребёнку при активизации пиропатрона следует деактивировать соответствующую систему специальным выключателем. С целью повышения уровня безопасности детское кресло разворачивают в направлении, обратном нормальному движению транспортного средства. Ещё лучше – фиксация удерживающего устройства на заднем пассажирском месте.
Следует не забывать о том, что для перевозки 12-летнего ребёнка пользуются «взрослыми» нормами. В таком случае управление подушкой безопасности переводят в рабочий режим. В ходе поездки применяют штатные ремни безопасности с регулировкой по необходимой высоте.
Совершеннолетним сопровождающим малыша является человек возрастом 18 лет и более. Только в его присутствии можно оставлять ребёнка (до 7 лет) в салоне. Но необходимо помнить, что данная норма ПДД перевозки детей распространяется исключительно для стоянки. Если предполагается остановка (длительность не более 5 мин.), такой присмотр не обязателен.
До покупки кресла следует убедиться в том, что автомобиль оснащён системой креплений ISOFIX. В противном случае придётся приобретать «классическую» модель, которая приспособлена для фиксации обычными ремнями безопасности. Скобы можно найти самостоятельно в щели между мягкими подушками сиденья и спинки. Иногда конструкторы закрывают их декоративными заглушками/крышками/ накладками. Точные сведения о монтаже удерживающих устройств и крепёжных узлах есть в официальных инструкциях производителя транспортного средства.
Правила перевозки детей в автомобиле 2018 г. не содержат подробного описания системы ISOFIX. Приведена только ссылка на Техрегламент 018/2011. Чтобы не совершить ошибку надо помнить об ограниченной прочности подобных конструкций. Они рассчитаны на вес маленького пассажира не более 18 кг. Это соответствует нормативам для кресел групп: «0», «0+», «1» (возраст 0–14 лет). Расчёты, подтверждённые испытаниями, делают с учётом веса кресла до 15 кг.
Некоторые удерживающие устройства для старших возрастных категорий также оснащают фиксаторами ISOFIX. Однако в таком варианте они выполняют функции корректора при выборе правильного места установки. Дополнительно обязательно применяют автомобильные ремни безопасности, чтобы повысить прочность узла соединения до нормативных значений.
Подводим итоги
Правила перевозки детей в автомобиле не запрещают непосредственно применение самоделок. Однако имеются ссылки на технические регламенты, которые придётся выполнять для соблюдения норм действующего законодательства. При самостоятельно изготовлении качественного детского кресла придётся применять дорогие материала и комплектующие детали. В итоге – фабричный аналог с заводскими гарантиями может стоить дешевле. Для корректного сравнения необходимо учитывать все реальные затраты, сборочные и сварочные работы.
Чтобы исключить ошибочные трактовки норм и наказания, необходимо внимательное изучение правил перевозки детей. Так, основные требования распространяются на возрастные группы до 7/ 11 лет включительно. Уточняющее определение означает, что норматив действует в соответствующий день рождения ребёнка. О нём можно забыть только на следующие сутки.
Кроме рассмотренных в данной статье требований необходимо соблюдать общие правила, повышающие уровень безопасности. Лучше исключить кормление ребёнка в процессе движения. Комплектацию аптечки следует расширить с учётом возраста маленьких пассажиров. Замки задних дверей и приводы стеклоподъемников блокируют. Для оперативного наблюдения устанавливают дополнительные зеркала.