Правила перевозки грузов на легковом автомобиле

Действующие правила созданы для комплексного обеспечения безопасности. Это значит, что их целевым назначением являются требования к водителю, оснащению транспортного средства, весу и размерам груза. В некоторых ситуациях необходимо специальное обозначение и разрешение, которое выдают местные отделения ГИБДД. Знание и выполнение соответствующих нормативов предотвратит штрафы, поможет устранить ненужные риски, предотвратит аварийные ситуации.

Какие требования предъявляют

Перечисленные выше позиции надо рассмотреть подробно. Следует начинать с квалификации водителя. Подразумевается, что владелец прав с открытой категорией «В» обладает только базовыми навыками, достаточными для управления легковым автомобилем. Если предполагается перевозка груза весом более 750 кг на прицепе необходимо получить «ВЕ».

В любом случае нагрузка на авто не должна превышать величину, приведенную производителем в техническом паспорте. Чрезмерный вес способен разрушить крепления осей и другие части конструкции. Он оказывает отрицательное влияние на разгон, управляемость, длину тормозного пути.

Размеры также имеют значение. Большая парусность, например, ухудшает динамику разгона. В такой ситуации аварию способен вызвать порыв сильного ветра. Крупный груз способен создавать помехи другим участникам дорожного движения. Необходимо применять специальные предупредительные знаки.

Груз фиксируют надежно, с запасом по прочности узлов креплений. Следует учесть сильные вибрации, продолжительность поездки. Необходимо обеспечить защиту от повреждения атмосферными осадками. Обязательно контролируют сохранение свободного обзора. Не закрывают фары и световые сигналы, государственные номерные знаки, дверные проемы, зеркала заднего вида.

Отдельные требования предъявляют к перевозке воспламеняющихся жидкостей, токсичных смесей, иных потенциально опасных изделий. В некоторых ситуациях кроме разрешения и согласования маршрута в уполномоченных органах местной власти нужно специальное обозначение транспортного средства. Груз не должен ухудшать состояние дорожного полотна и окружающей среды. По этой причине даже безопасный песок необходимо перемещать таким образом, чтобы исключить пыление.

Нормативные документы

Далее будут приведены ссылки на статьи действующих ПДД. При необходимости, кроме правил дорожного движения можно изучить подробнее первичные законодательные документы:

  • постановление правительства РФ № 272 от 15 апреля 2011г.;
  • приказы Министерства транспорта № 258 и 7 от 24.07.2012 г. и 15.01.2014 г. соответственно.

Ограничения в соответствии с паспортными данными приведены в ст. 23. 1. Чтобы не ошибиться, надо правильно понимать снаряженную/полную массу. В первом обозначении подразумевается величина нагрузки с топливом и другими заправочными жидкостями, но без багажа и пассажиров.

В следующем пункте отмечена обязанность водителя осуществлять контрольные функции до и в процессе поездки. Он обязан проверять правильность и надёжность крепления, своевременно исправлять выявленные недостатки. Свободный обзор и другие основные требования приведены выше. Но надо подчеркнуть один норматив, непривычный для современных пользователей. Правилами установлена необходимость обеспечения подачи сигнала поворота рукой. Это значит, что окно со стороны водителя нельзя закрывать грузом.

Подготовка автомобиля для негабаритных грузов

Чтобы не применять предупредительные обозначения, длинномерные изделия после закрепления должны выступать не более чем на 100 см за пределы транспортного средства (от бампера, или другой крайней точки). По ширине – установлен лимит до 40 см, причем расстояние замеряют от угла габаритного фонаря.

Более крупные грузы обозначают предупредительными знаками, которые закрепляют жестко на выступающих частях. Для светлого времени суток используют квадраты (40Х40 см) с диагональными чередующимися полосами белого и красного цвета (ширина – 5 см).

Не обязательно применение фабричного изделия. Вполне достаточно самоделки, сделанной своими руками по приведенным стандартам. Применять надо материал (пленку) со световозвращающими характеристиками. Допустимо вместо подложки использовать ровную внешнюю поверхность упаковки. Превышение длины разрешено в диапазоне от 100 до 200 см.

Вечером и ночью, а также в неблагоприятных погодных условиях для хорошей видимости пассивных световозвращающих элементов недостаточно. Эффективнее выполняют предупреждающие функции фонари (белые и красные). Их закрепляют впереди и сзади, дублируя штатное сигнальное оборудование.

Знак «Крупногабаритный груз» также применяют при высоте закрепленного изделия от дорожного полотна более 400 см (ст. 23.4). В этом случае надо получить специально оформленное разрешение в местном муниципалитете, или других уполномоченных государственных учреждениях. В ГИБДД обращаются для согласования маршрута при перевозке опасных веществ и получения сопроводительного автомобиля.

В ПДД перевозка грузов на легковом автомобиле по разрешению организуется при увеличении общей ширины/ длины более 255 см/ 20 метров. Его нужно получить, если выступ от задней части ТС превышает 200 см.

Решение сложных вопросов

При перевозке особо крупных изделий с получением разрешения ПДД перевозки негабаритных грузов на легковом автомобиле используют совместно с дополнительными нормами. Они приведены в упомянутом выше Постановлении правительства и Приказах Минтранса. Ниже перечислены отдельные важные факты:

  • на стадии загрузки размещают тяжелые предметы снизу, а легкие выше для лучшей устойчивости;
  • при нарушении целостности креплений прекращают движение, устраняют неисправность;
  • не отклоняются от согласованного маршрута, сохраняют утвержденный скоростной режим;
  • останавливаются в гололед, при возникновении иных неблагоприятных дорожных условий.

Для передвижения по частным дорогам необходимо получить разрешение у их владельцев.

Оформление договора на услугу

Если перевозка длинномерных грузов на легковом автомобиле выполняется как коммерческая услуга, необходимо соответствующее оформление данной деятельности. Заказчику следует убедиться в отсутствии юридических обременений на транспортное средство. Для работы с грузами опасных категорий у водителя должна быть действующая специализированная лицензия. Особыми правилами регламентированы транспортные операции с продуктами питания, животными.

Отношения между сторонами регулируют договором. Стандартный документ содержит следующие части:

  • Вступление с общими идентификационными данными заказчика/ исполнителя.
  • Основной блок, в котором изложена суть договорных отношений, приведены характеристики груза, место доставки, срок.
  • Отдельно рассматриваются условия предварительной и полной оплаты, контрольные мероприятия.
  • В разделе с обязанностями сторон указывают штрафы и другие санкции, приводят механизм удовлетворения объективных претензий.

Некоторые позиции можно оформить приложением:

  • время погрузки в разных пунктах:
  • график и маршрут движения;
  • технологию разгрузочных операций;
  • перечень обязательной сопроводительной документации.

Товаротранспортную накладную вместе с договором и выполнением правил перевозки негабаритных грузов на легковом автомобиле может проверить сотрудник ГИБДД.

Техническое оснащение

Если груз помещается в стандартном багажном отделении либо в салоне, необходимо контролировать только соответствие массы. При чрезмерных габаритах используют рейлинги, которые устанавливают в штатные места крепления на крыше автомобиля. Их поставляют в комплекте с опорами. Типовые изделия этой категории рассчитаны на максимальный вес груза 75-80 кг.

В торговой сети есть модификации для гладких крыш, специализированных направляющих. Выпускают багажники с держателями для велосипедов, байдарок, иных изделий. Закрывающиеся модели в форме аэродинамического короба предназначены для перевозки мелких вещей. Их оснащают запорными устройствами.

В широком ассортименте представлены прицепы. При выборе опытные специалисты рекомендуют обратить внимание на следующие нюансы:

  • для перевозки нестандартных изделий с особо крупными габаритами подходят открытые платформы;
  • оснащение тентом пригодится в непогоду;
  • эффективная подвеска предохранит груз от повреждений и улучшит безопасность при движении;
  • болтовые соединения компонентов конструкции надежнее по сравнению со сварными аналогами, если предполагается сложная эксплуатация;
  • для выгрузки сыпучих материалов, мотоциклов и других транспортных средств пригодится самосвальный механизм.

Если перевозки не выполняются регулярно, можно арендовать прицеп в специализированной компании. Но для его применения понадобится оснащение автомобиля сцепным устройством («фаркопом») с подключением осветительных приборов к бортовой сети.

Штрафы

Движение с нарушениями правил перевозки грузов на легковом автомобиле недопустимо. Если их выявит инспектор, он вправе применить штрафные санкции, предусмотренные действующим законодательством (КоАП). В простейшем случае, когда речь идет о действиях частного лица без получения специального разрешения, максимальные потери составят 0,5 тыс. руб. Следующая таблица содержит другие меры, предусмотренные статьей 12.21. «Кодекса»:

Нарушение Размер штрафа в тыс. руб. для разных ответственных исполнителей заказа
Водитель Сотрудник организации Транспортная/ посредническая компания
Допустимые размеры ТС вместе с грузом превышены до 10 см, разрешение отсутствует. Нагрузка на ось >2, но <10 % больше допустимого значения по техническим данным производителем. 1-1,5 10-15 100-150
То же, но при нарушении по габаритам/ весу в диапазонах 10-20 см и 10-20% соответственно. 3-4 25-30 250-300
Превышение в диапазоне 20-50 см и 20-50%. 5-10 35-40 350-400
Нарушены параметры, указанные в разрешении, по габаритам/ весу 10-20 см,10-20%. 3-3,5 20-25 200-250
Ошибочные сведения о габаритах/ массе груза в сопроводительных документах. 1,5-2 15-20 200-300
Передвижение вопреки предписанию дорожного знака, определяющего максимально разрешенную нагрузку на одну ось. 5

Здесь приведена только часть санкций. В некоторых ситуациях водитель на несколько месяцев лишается прав на управление автомобилем. За отдельные нарушения наказывают владельца ТС (при фиксации соответствующих действий с применением видеокамеры, иных средств автоматического контроля).

Правила перевозки длинномерных грузов на легковом автомобиле устанавливают полную ответственность водителя за крепление поклажи. Он обязан обеспечить контроль во время движения. Если экспертиза после аварии установит некачественную фиксацию, страховая компания может не возместить понесенные убытки. Эта норма распространяется на ущерб другим участникам движения, дорожному полотну

Рейтинг автора
Автор статьи
Дмитрий Алексеевич К
Образование: высшее автомобили и автомобильное хозяйство / высшее  юриспруденция

Опыт: инспектор ОБ ДПС ГИБДД УВД , начальник транспортного цеха

Написано статей
10
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

а сначала оцени

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий