Этим видом транспорта пользуются для разовых и регулярных поездок на разные расстояния. Он подходит для перевозки взрослых пассажиров и детей, различных грузов, домашних животных. Соответствующая деятельность регулируется федеральными правилами. Нарушения наказывают административными штрафами. Отдельные знания по данной теме пригодятся заказчикам для правильной оценки качества и стоимости оказываемых услуг.
Содержание
Законодательные основы
Основные действующие правила перевозки пассажиров в такси содержит постановление правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 г. Его новейшая коррекция сделана весной 2018 г. Более подробно это направление деятельности рассмотрено в ФЗ № 69. Первая редакция закона создана 21 апреля 2011 г., а правки внесены в 2012 и 2014 годах соответственно. Нарушения описаны в КоАП.
Изучение действующих законов позволит ознакомиться со следующими сведениями:
- порядком получения разрешений на осуществление коммерческой деятельности в данной сфере;
- требованиями к водителю, внешнему и техническому оснащению ТС;
- правильными рабочими технологиями, составлением обязательной отчётности.
Получение лицензии
Законным основанием для перевозки пассажиров и багажа в легковом такси является лицензия. Она необходима предприятиям и частным лицам (ИП). Соответствующее разрешение выдают органы местной власти на срок от 5 лет и более. Заявление можно подать не только в привычном виде (письменно при личном обращении). Удобнее пользоваться дистанционной методикой с оформлением электронной формы в специализированном разделе сайта государственных услуг.
Если подачу заявления выполняет уполномоченное лицо, нужна нотариальная доверенность. Типовой формуляр можно изучить в сети Интернет. Ниже приведены основные сведения и сопроводительные документы, которые следует подготовить заранее:
- наименование предприятия с E-mail, другими данными для точной идентификации;
- аналогичную информацию об ИП;
- подтверждение об учёте в местных налоговых органах;
- паспорт;
- копии удостоверений права собственности на автомобиль.
Следует подчеркнуть, что перечень необходимых документов нельзя расширять решением муниципальных властей. Сроки рассмотрения полученных заявлений и выдачи утверждённых разрешений также регламентированы действующими нормативами. Время фиксируют в журнале входящей документации, на сайте в электронной форме.
Допустимым основанием для отказа являются ложные/ ошибочные данные. Необходимо внимательно заполнять бланки, проверять действенность сопроводительных документов. Уведомление с подробной мотивировкой высылают не позднее чем через 3 суток после принятия решения.
Новейшая редакция закона, действующая с начала 2015 г., предусматривает ситуации чрезмерного количества предложений данных услуг в соответствующем регионе. Оценивают в комплексе несколько значимых факторов:
- загруженность автомобильных магистралей;
- состояние дорожной сети;
- реальные потребности населения;
- функционирование общественного транспорта;
- перспективы развития инфраструктуры
Решение принимают законодательные органы субъекта РФ самостоятельно без согласования с федеральными структурами. Единственное ограничение – количество такси должно быть равным или больше числа оформленных разрешений на 01.07.2014 г. Если подано слишком много заявлений, по специальной схеме проводят аукцион.
Что содержится в разрешении
На каждый автомобиль выдают отдельное разрешение с уникальным номером. В документе указывают:
- сведения о предприятии, индивидуальном предпринимателе;
- наименование органа, выполнившего оформление;
- госномер и другие идентификационные данные ТС;
- дату выдачи и срок действия.
С применением действующих тарифов предусмотрена возможность восстановления утерянного разрешения. Максимальный срок изготовления составляет не более 10 дней. Дубликат с исправленными данными получают при изменениях следующих параметров:
- наименования предприятия;
- ФИО частного лица;
- адреса компании/ места жительства ИП;
- государственного номерного знака ТС
Все выданные разрешения сохраняют в сводной базе данных с публикацией на муниципальном официальном сайте. Обновление информации осуществляется регулярно. Такой механизм позволяет оперативно проверить действительность лицензии при возникновении сомнений. Этой возможностью пользуются не только работники ГИБДД и другие контролёры, но и внимательные пассажиры.
Необходимо помнить о территориальном ограничении данной деятельности. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси после получения лицензии разрешена только в пределах региона. Исключением является выезд за его пределы при соответствующем размещении конечного пункта назначения поездки.
Требования к транспортному средству
Выданное разрешение по действующим правилам перевозки пассажиров легковым такси надо разместить в салоне. Его предъявляют контролёрам, заказчикам. Другие обязательные требования к оснащению ТС приведены ниже:
- безупречное техническое состояние;
- типовую графическую схему с распределением цветовых сегментов «шашечками» (на крыльях или других боковых частях кузова);
- оранжевый фонарь, закреплённый на крыше;
- таксометр;
- карточка с идентификационными данными водителя;
- информационный листок с наименованием предприятия, телефонами, актуальными тарифами, правилами обслуживания;
- кассовый аппарат;
- укомплектованная аптечка;
- функциональный огнетушитель, знак аварийной остановки;
- запасное полноразмерное колесо или «докатка»;
- лопата;
- специализированное съёмное кресло, которое используют обязательно при перевозке детей младшего возраста (0–12 лет).
Отдельные пункты из списка необходимо пояснить. В частности – региональные органы власти вправе устанавливать дополнительные ограничения по цвету кузова. Индивидуальная табличка водителя кроме фамилии, имени, отчества, должна содержать данные о его удостоверении, номере телефона.
Вместо кассового аппарата можно использовать типовые квитанции, которые необходимо сохранить для внутреннего бухгалтерского учёта и отчётности перед налоговыми органами. Таксометр нужен, если применяют расчёт по количеству километров/ затраченному времени. В некоторых случаях при длительных типовых поездках (город – аэропорт) пользуются установленными тарифами.
Детские кресла (официальное название в законодательных актах – «удерживающие устройства») создают для разных возрастных категорий с разделением на 4 возрастные группы. Чтобы обеспечить безопасную перевозку и соблюдение правил родителям следует приобрести собственное специализированное сиденье.
Для его закрепления разрешено пользоваться штатными ремнями, или узлами стандарта ISOFIX. Запрещено оставлять малыша (менее 7 лет) в салоне без сопровождения взрослого (от 18 лет) человека. Это правило распространяется только на стоянку с длительностью 5 минут и более. За нарушения перевозки детей штрафуют водителей, ответственных работников предприятий, юридические лица. Пассажир в данном случае не должен компенсировать выплату соответствующих санкций.
Хорошее техническое состояние подтверждают записью в путевом листе. Соответствующий осмотр механик делает ежедневно, перед каждым выездом. Однако сотрудник ГИБДД вправе проверить обязательное прохождение регламентного обслуживания, которое выполняют не реже одного раза каждые 6 мес.
Требования к водителю
Вне зависимости от организационной формы деятельности водитель обязан иметь действительные права с открытой категорией «В». Стаж должен составлять 3 года и более. Индивидуальный предприниматель вместо этого может предъявить водительское удостоверение, выданное более пяти лет назад.
Кроме перечисленных документов, необходимо иметь с собой при работе в такси:
- государственное свидетельство о регистрации ТС;
- карту ТО с результатами диагностики;
- специальный страховой полис, покрывающий ущерб с учётом специфики данной деятельности;
- отметку в путевом листе о пройденном медицинском осмотре (обязательная процедура перед каждым выходом на линию).
Вызов, расчёт, особенности предоставления услуг
Для заказа такси пользуются телефоном, специальной формой на официальном сайте, приложениями для мобильных устройств. В любом из вариантов исполнитель обязан уведомить о времени прибытия и параметрах автомобиля (марка, номерной знак, цвет). Чётко оговаривается место посадки. Как правило, устанавливается лимит ожидания.
Достаточно популярны электронные системы заказа. Они совмещены с интерактивными картами для упрощения прокладки маршрута, поиска нужного адреса. Некоторые программы заранее отображают примерную стоимость поездки. После регистрации пользователя с его банковской карточки автоматически списывается стоимость оказанных услуг.
Обязательные действия водителя указаны в должностной инструкции. Профильные компании утверждают корпоративные правила со следующими требованиями:
- приветствие при встрече пассажиров;
- поддержание опрятного внешнего вида;
- чистота в салоне и багажном отделении, своевременная мойка кузова;
- удовлетворение пожеланий о громкости радио, температурных условиях, проветривании;
- передача ответственным сотрудникам предприятия для хранения и передачи владельцам забытых вещей.
Водитель сам монтирует детское кресло при необходимости, помогает разместить/ закрепить тяжёлый груз. Он корректирует маршрут в соответствии с указаниями заказчика, но вправе не пользоваться плохими дорогами (с учётом реального клиренса и других параметров ТС).
Правила перевозки пассажиров и багажа легковым такси разрешают отказать в перевозке в нескольких случаях:
- если у пассажира есть признаки наркотического/ алкогольного опьянения;
- при поведении, нарушающем нормы общественного порядка;
- когда грязные вещи способны испачкать салон ТС;
- количество клиентов больше, чем свободных штатных мест;
- вес багажа превышает паспортные ограничения автомобиля;
- перевозка животных организована неправильно.
Последний пункт можно изучить подробно. Чтобы исключить проблемы, необходимо использовать намордник и подстилку. Домашнее животное не должно свободно перемещаться в салоне, поэтому понадобиться клетка, специализированное переносное устройство. Допустимо применение коровок с отверстиями для проветривания и других самодельных устройств. Желательным, но не обязательным условием является наличие ветеринарного паспорта и санитарного подтверждения о сделанной прививке от бешенства. Перевозчик вправе установить повышенные тарифы на отдельные виды услуг, поэтому соответствующие условия надо уточнить заранее.
Права и обязанности пассажиров, штрафные санкции
Перевозка пассажиров легковым такси осуществляется на основании комплекса из перечисленных федеральных и муниципальных законов, корпоративных инструкций. Заказчик вправе:
- выбирать исполнителя, тип ТС, время посадки и маршрут;
- требовать выполнения действующих нормативов;
- обращаться к вышестоящим сотрудникам компании (в государственные инстанции) с жалобами.
Следует не забывать о следующих обязанностях:
- соблюдение типовых правил (состояния, внешнего вида, поведения);
- перевозка только разрешённых грузов с учётом ограничений по весу и размерам;
- своевременная оплата оказанных услуг.
При осуществлении этой деятельности без действительного разрешения частное лицо может получить штраф 50 тыс. руб. Если таксист оформлен, как ИП – сумма возрастает вдвое. Для предприятий наказание увеличено до 400 тыс. руб. Другие санкции описаны подробно в Кодексе административных правонарушений.