Особенности перевозки наливных грузов с использованием автоцистерн

Особое место среди видов грузоперевозок занимает перевозка наливных грузов автоцистернами. В категорию наливные грузы входят все жидкости: продукты нефтяной промышленности, пищевые продукты (особенно часто молоко), кислоты, а также большое количество сжиженных газов. Из-за такой широкой сферы применения цистерн для транспортировки таких разных видов грузов к ним выдвигаются особые требования: по пожаробезопасности при работе с нефтью, санитарным нормам при работе с пищевыми грузами, особым правилам транспортированию опасных объектов (кислоты и сжиженные газы).

Выполнение этих правил поможет избежать порчи груза и потери его полезных качеств.

Габаритные и технические характеристики

Сами ёмкости имеют различия не только по типу перевозимого груза (имеются специальные типы для нефти, а также  сжиженных газов; нефти, которая уже очищена от примесей; для пищевых молочных продуктов, а также цистерны для перевозки опасных грузов). Ещё имеется особый вид цистерн, которые хорошо подходят для транспортирования грузов в зимнее время и в местах с холодным климатом, так как их стенки довольно продолжительное время могут поддерживать определённую температуру. Выполняются цистерны из разных материалов. Габаритные характеристики также отличаются: длина находится в интервале от 13,7 метров до 16,1, масса колеблется от 4,5 тыс. до 6 тыс. килограмм, максимальное давление, прикладываемое к стенкам, 25 килограмм на сантиметр, вместимость от 20 тыс. до 40 тыс. литров. Помимо автоцистерн зачастую применяются для перевозки вагоны цистерны. Это бывает удобно при очень крупных масштабах перевозки, а также в тех случаях, когда нужно избежать больших скоплений людей и автомобильных пробок (при перевозке скоропортящихся или опасных грузов).

Различия по перевозимым материалам

Перевозка жидких грузов – сложная работа, требующая обширных знаний о грузах и типах цистерн. Условно их делят на следующие группы (в зависимости от груза, перевозимого в них):

  • Ёмкости для транспортирования молочной продукции (молоковозы)
  • Для транспортирования химвеществ
  • Водовозы
  • Бензовозы (сюда входят все цистерны, что применяются с продукцией, произведённой нефтяной промышленностью)
  • Пожарные

Но на деле, из-за большого количества особенностей и нюансов этих грузов данная классификация не всегда применима. Это происходит из-за того, что даже близкие друг к другу виды объектов грузоперевозки не всегда можно доставлять в одной и той же цистерне. Например, бензин нельзя залить в ёмкость, что предназначается для простой нефти и наоборот. Особенно это касается как раз объектов грузоперевозки, относящихся к нефтегазовой отрасли, ибо каждый из них имеет свои определённые физические и химические свойства. Поэтому в группе бензовозы присутствуют ёмкости для нефти сырой и очищенной, нефтепродуктов тёмных и светлых. Перевозка в цистерне асфальта или битума предусматривает подогрев стенок, поэтому у таких цистерн в конструкции имеется нагревательный элемент.

Форма их также отличается. Она бывает чаще всего цилиндрической, но существуют цистерны чемоданные, прямоугольные, в виде эллипса и конуса. Допускается наличие секций (не более пяти штук).

Повышенная ответственность

Такая сложная работа предполагает наличие богатого опыта и высокого уровня ответственности у всех её участников. В большей степени это касается водителей, ведь управление многотонным грузовиком с цистерной должен производить опытный специалист, особенно в том случае, когда происходит перевозка наливных опасных грузов. Поскольку необходимо отдельное разрешение на перевозку опасных грузов, требуется позаботится об этом заранее.

У водителя должны быть все нужные свидетельства и лицензии, разрешающие ему управление., опять же если речь идёт об ОГ, то возможно требуется обучение на ДОПОГ. Ещё водитель должен регулярно подтверждать свою физическую возможность управления путём прохождения медицинской комиссии, особенно тщательный осмотр проходится для транспортирования пищевых товаров. Частые проверки проходит не только водитель, но и сами цистерны, а также транспортные средства, на которых происходит их доставка.

Особенности отдельных видов

Перевозка автоцистернами – очень ответственная работа, требующая выполнения множества правил. Ёмкости для бензина обязательно должны иметь заземление, так как в процессе его переливания происходит электризация. Возможно возникновение искры, что приведёт к взрыву. К ёмкостям для пищевых продуктов выдвигается также немало требований, относящихся уже к санитарным нормам. Так цистерна должна всегда быть в идеальной чистоте, а после прохождения одного маршрута и перед отправкой на следующий проводится её специальная обработка.

Пищевые товары

В группу пищевые грузы, перевозимые цистернами, входят молочные изделия, соки и концентраты, алкогольная продукция, масла и даже пюре из картофеля. Ёмкости для них обязаны отвечать экологическим и санитарным нормам. Материалом для них служит нержавеющая сталь, дабы ржавчина не навредила продукции.

Продукты питания отличаются ещё и тем, что могут быстро испортиться. Для предотвращения этого в цистернах для перевозки на дальние расстояния есть система, которая подогревает продукт. Для особенно скоропортящихся товаров, таких как молоко, применяются цистерны, имеющие в основе своей конструкции принцип термоса. Масло нужно транспортировать, предварительно приведя цистерну в состояние идеальной чистоты, так как оно впитывает все запахи, поэтому их в цистерне быть не должно. Поверхность ёмкости для патоки и шоколада выполняется не просто из нержавейки, а из высоколегированной стали.

Во всех ёмкостях для пищевой продукции присутствуют приборы слежения за температурой. Для того, чтобы продукция не успела испортиться, перевозка грузов автоцистернами должна происходить в максимально короткие сроки, поэтому предпочтение на выполнение этой работы стоит отдать опытным водителям со стажем.

Химические вещества

Доставка химических веществ попадает под категорию перевозка опасных грузов автоцистернами, так как все перевозимые вещества легко возгораемые, взрывчатые, едкие либо находятся под большим давлением. Ёмкости должны отвечать всем нормам безопасности, выполняются они из нержавеющего материала, обязательно имеют систему, поддерживающую нужную температуру внутри. Цистерны нужно заполнять полностью, чтобы управление было легче. Тягучие вещества транспортируют на специальных тягачах, имеющих на борту мощный компрессор.

В связи с опасностью, представляемой этим типом грузов, нужно соблюдать все правила транспортировки, а также заранее получить особое разрешение.

Нефтепродукты

Формулировка «перевозка опасных грузов цистернами» применима и к нефтепродуктам из-за их чрезвычайной способности к возгоранию и даже взрыву. Самые яркие представители – бензин, сырая нефть, масла, дизельное топливо. Необходимо следить за тем, чтобы в цистерну не попадали посторонние предметы и примеси, вода, а также не было резкого изменения температурного режима. Существует два основных вида цистерн, применяемых для нефтяной продукции:

  • для светлой продукции. В основном это бензин и остальные типы топлива. Основная задача конструкции – максимально снизить вероятность возгорания
  • для тёмной продукции: мазут, битум, нефть. Конструкцией предусматривается возможность нагревания содержимого до 250 градусов
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

а сначала оцени

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий