Основы составления договора на перевозку пассажиров и багажа

Перевозка пассажиров производится по договору перевозки, заключенному надлежащим образом в простой письменной форме.

Нужно понимать, что определение договора перевозки пассажиров может касаться абсолютно любого транспорта. Закон гласит, что по такому договору перевозчик должен отвезти пассажира и его багаж в конкретный населённый пункт, после чего этот багаж выдать, а пассажир должен за это заплатить.

Договор перевозки пассажира является договором взаимным, возмездным и публичным. Например: заключение договора перевозки пассажиров удостоверяется выданным ему на руки билетом.

Договор перевозки может быть консенсуальным или реальным. Это зависит от того транспортного средства, на котором поедет пассажир. Если он решит передвигаться автобусом или автомобильным транспортом, а также электричкой, то будет иметь место реальный договор — пассажир заходит в автобус, берет билет и едет, куда ему нужно (выражаясь языком юристов, пассажир совершает конклюдентные действия). А вот если билет куплен заранее, то такой договор будет считаться консенсуальным.

Правовые основы для заключения

Все те положения закона, которые относятся в целом к перевозке, и которые можно назвать общими, сосредоточены в главе 40 ГК РФ. Эти нормы применимы к любому транспорту, на котором могут передвигаться пассажиры — автобусам, машинам, самолётам и др.

Разумеется, этих условий недостаточно, поэтому конкретика приведена в транспортных уставах и кодексах, и иных соответствующих им актах, которые не противоречат этим кодексам.

Стороны договора

Данный договор имеет две стороны, то есть относится к двусторонним договорам. Сторонами по договору перевозки являются непосредственно перевозчик (то есть владелец транспорта), и пассажир — человек, пользующийся услугой транспортной перевозки. Поэтому к перевозкам применимы и нормы Закона о защите право потребителей, поскольку любая услуга должна быть качественной и оказанной надлежащим образом.

Это обстоятельство играет на руку пассажирам — в случае подачи иска им не нужно будет платить государственную пошлину, что для очень многих наших граждан является немаловажным обстоятельством.

Существенные условия

Любой договор считается заключенным только тогда, когда стороны определили все условия, которых хватит для того, чтобы договор считался заключенным. Договор на оказание транспортных услуг по перевозке пассажиров исключением не является — он имеет такие же условия.

Как правило, у всех договоров, чего бы они ни касались, всегда имеется два существенных условия — это цена договора и его предмет. Эти два условия всегда являются существенными.

Кроме того, в нормах права, которые регулируют какой-то конкретный вид договора, также содержатся те условия, которые отнесены законом к существенным.

У договора перевозки пассажиров и багажа имеются свои существенные условия, к которым относятся:

  • предмет договора — как и у всех договоров, предмет должен быть конкретно определён, без этого договор не будет считаться состоявшимся;
  • дата, которая обязательно имеется на билете
  • место, куда едет пассажир;
  • время, которое указано на билете;
  • стоимость билета — она и будет ценой договора;
  • любые другие условия.

Ответственность за неисполнение договора

Если обязательства по договору исполнены не так, как нужно, то сторона, допустившая нарушение своих обязательств перед другой стороной, должна понести за это ответственность. Виды такой ответственности отражены в законе.

При этом установить в договоре какие-либо условия, которые бы хоть как-то ограничивали такую ответственность, нельзя. Если даже подобные условия будут внесены в договор, то такие условия изначально будут являться недействительными. Никакие соглашения подобного рода не допускаются, и вносить их в основной текст или устанавливать отдельным соглашением нельзя, это незаконно.

Обязанности перевозчика и по договору на перевозку пассажира, и по договору перевозки багажа, сводятся к нижеперечисленным:

  • перевозчик обязан закрепить за пассажиром именно то место, которое указано в билете, либо любое другое, но только с его согласия;
  • если багаж во время перевозки утрачен, то перевозчик должен будет и заплатить пассажиру его полную стоимость, и вернуть деньги за провоз утраченного багажа;
  • если багаж доставлен позже (то есть имеется факт просрочки договора), перевозчик должен будет уплатить установленную законом неустойку. Такая неустойка является исключительной.

Кроме того, если пассажир не вовремя выехал либо позже приехал, и виноват в этом именно перевозчик, тогда он будет обязан ещё и выплатить штраф. Нужно отметить, что такая ответственность не касается тех перевозчиков, которые работают на пассажирском транспорте в городе и пригороде. Такие перевозчики штраф не платят.

Кроме того, заключение договора перевозки багажа несёт для перевозчика некоторые особенные последствия:

  • он обязан хранить багаж, который прибыл на место, в течение суток часов бесплатно;
  • если прибывший багаж не забирают в течение месяца (а точнее, 30 суток), его можно продать;
  • если багаж в течение суток не был выдан, такой багаж будет считаться утраченным.

Порядок рассмотрения споров

Такие споры регулируются ст. 925 ГК РФ. Споры, вытекающие из таких договоров, рассматриваются в судах, однако, обязательно нужно знать, что перед тем, как подать такой иск, необходимо направить перевозчику претензию, то есть соблюсти, выражаясь юридическим языком, досудебную процедуру урегулирования спора. Такое требование прямо содержится в законе, и имеет важное значение.

В противном случае суд просто оставит ваше исковое заявление без рассмотрения, и вернёт его по указанному в нём адресу истца.

При этом для перевозок разным транспортном установлены и разные сроки для подачи претензий, которые весьма существенно различаются:

  • при перевозке на железнодорожном транспорте претензию можно подать в течение 6 месяцев;
  • если перевозка осуществлялась на самолёте — срок подачи составляет всего 21 день. Считать этот срок нужно с той даты, которая указаны в билете как дата прибытия либо фактической даты прибытия;
  • на автомобильном транспорте, как и на поезде, претензия тоже подаётся в течение шести месяцев, так что срок достаточный;
  • если перевозка осуществлялась морским транспортом, то возможность направления претензии ограничена первыми шестью месяцами срока исковой давности.

Срок исковой давности также различаются в зависимости от вида средства передвижения:

  • если вы подаёте иск к РЖД, срок давности составит 2 месяца со дня получения ответа на претензию;
  • если иск подан к воздушным перевозчикам, то срок иной — 2 года после даты прибытия или окончания перевозки;
  • если ваш иск к автотранспортному предприятию, то его нужно направить в суд не позднее трёх месяцев со дня получения ответа на претензию;

по перевозкам морским транспортом срок исковой давности 2 года после того, как пассажир покинул плавсредство, а вот если вред был причинен его жизни и здоровью, срок увеличивается до трёх лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

а сначала оцени

Очень плохоПлохоСреднеХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий